Среда
14.11.2018
03:22
Категории раздела
Мои файлы [5]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ РОМАНЧИКОВОЙ О.А.
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Рабочая программа по информатике и ИКТ УМК Босовой Л.Л для 6 класса
    [ Скачать с сервера (94.5 Kb) ] 20.01.2016, 12:16

     

     

     

     

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Комсомольская СОШ»

     

     

     

    Рассмотрена на заседании Методического

    совета школы

     и рекомендована к утверждению 

    протокол № __ от _________2015 года

     

    Руководитель МС  __________ /___________/

     

    Утверждена  

    Приказ № ____ от _______ сентября 2015 г.

     

    Директор школы ___________/ ________/

     

     

    Рабочая программа

    по информатике и ИКТ

    УМК Босовой Л.Л.

    для 6 класса

    основного общего образования

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Пояснительная записка

     

    С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 6 классе предмета «Информатика и ИКТ».[1]

    Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»  изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009».

    Цели программы:

    • формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
    •  пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
    •  воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

     

    Задачи программы:

    ·   включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера, таких как анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из ча­стей и самостоятельное достраивание недостающих компо­нентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т. д.;

    ·   создать условия для овладения основными универсальны­ми умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделе­ние необходимой информации, применение методов ин­формационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов ре­шения задач в зависимости от конкретных условий; само­стоятельное создание алгоритмов деятельности при реше­нии проблем творческого и поискового характера;

    ·   показать роль средств информационных и коммуникаци­онных технологий в информационной деятельности чело­века;

    ·   расширить спектр умений использования средств инфор­мационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответ­ствующих редакторов);  создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы;  воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

    ·   организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объек­тами с помощью составленных для них алгоритмов;

    • создать условия для развития умений продуктивного взаи­модействия и сотрудничества со сверстниками и взрослы­ми: умением правильно, четко и однозначно формулиро­вать   мысль   в   понятной   собеседнику   форме;   умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

    Содержание авторской программы Босовой Л.Л. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux и Windows  в образовательном процессе.

    Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

    • учебник и рабочая тетрадь для учащихся; 
    • методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
    • комплект цифровых образовательных ресурсов;
    • сборник занимательных задач, в котором  собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 6 классе, даны ответы, указания и решения.

     

    Название

    Класс

    ФИО автора

    Издательство

    Год издания

    Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса – 2-е изд.

    6

    Л.Л. Босова

    БИНОМ. Лаборатория знаний

    2009-2011

    Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 6 класса - 2-е изд.

    6

    Л.Л. Босова

    БИНОМ. Лаборатория знаний

    2009-2011

    Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей.

    6

    Л.Л. Босова

    БИНОМ. Лаборатория знаний

    2009-2011

    Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7».

    6

    Л.Л. Босова

    БИНОМ. Лаборатория знаний

    2009

    Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов.

    5-7

    Л.Л. Босова

    БИНОМ. Лаборатория знаний

    2008-2011

    Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5–7 классов.

    5-7

    Л.Л. Босова

    БИНОМ. Лаборатория знаний

    2009-2011

    Программа рассчитана на 1 час в год (35 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:

    ü практических работ – 21;

    ü проверочные работы – 2;

    • контрольная работа –  4;

    ü творческая работа – 1 .

     

    Формы организации учебного процесса

    Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 6 классах 10-20 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

    Формирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно от­четливо проявляется при организации компьютерного практи­кума, который в 6 классе все более характеризуется как индивидуально Направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подго­товки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень слож­ности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит Небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологиче­ских приемов по созданию информационного объекта. Для каж­дого такого задания предлагается подробная технология его вы­полнения, во многих случаях приводится образец того, что дол­жно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам и, наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уров­ня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подго­товки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассмат­ривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологи­ческую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся бу­дут самостоятельно искать необходимую для работы информа­цию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имею­щихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих зада­ний строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель дей­ствия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложно­сти носят творческий характер и ориентированы на наиболее подготовленных учащихся. Такие задания всегда формулиру­ются в более обобщенном виде, многие из них представляют со­бой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, поиске необходимой информации, выборе технологических средств и приемов выполнения зада­ния. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение Дополнительной оценкой.

     

    Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

     

    В 6 классе используется несколько различных форм кон­троля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.

    Контрольная работа на опросном листе содержит условия за­даний и предусматривает места для их выполнения. В зависи­мости от временных ресурсов и подготовленности учеников учи­тель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.

    Практические контрольные работы для учащихся 6 клас­са распределены по трем уровням сложности. Важно правиль­но сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.

     

    Тематические и итоговые контрольные работы

     

    1

    Создание текстовых документов

    Тематический контроль

    Разноуровневая практическая контрольная работа

    2

    Компьютер и информация

    Тематический контроль

    Контрольная работа на опросном листе

    3

    Структурирование и визуализация информации

    Тематический контроль

    Разноуровневая практическая контрольная работа

    4

    Человек и информация

    Тематический контроль

    Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

     

    5

    Создание графических изображений

    Тематический контроль

    Разноуровневая практическая контрольная работа

     

    6

    Алгоритмы и исполнители

    Тематический контроль

    Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

     

    7

    Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация

    Итоговый мини-проект

    Творческая работа

     

               

     

    Учебно-тематический план

     

    Тема

    Количество часов

    1

    Компьютер и информация

    9

    2

    Человек и информация

    13

    3

    Алгоритм и исполнители

    11

    4

    Резерв

    1

    Всего

     

    34

     

     

    Содержание учебного курса

     

    1. Компьютер и информация

    Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. Компьютерные объекты. Размер файла. Отношения объектов и их множеств. Отношение «входит в состав». Разновидности объекта и их классификация. Системы объектов. Состав и структура системы, Контрольная работа № 1

    Компьютерный практикум

    Клавиатурный тренажер.

    Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

    Практическая работа №2. «Работаем с  объектами файловой системы»

    Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»

    Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»

    Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

    Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

     

    2. Человек и информация

    Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Мышление и его формы. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Содержание и объем понятия. Отноше­ния между понятиями (тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоположность, противоречие). Опреде­ление понятия. Классификация. Суждение как форма мыш­ления. Умозаключение как форма мышления.

    Компьютерный практикум

    Практическая работа № 6 «Создаем таблицы  в Word или OpenOffce.org.Writer».

    Практическая работа № 7 «Размещаем текст и графику в таб­лице».

    Практическая работа № 8 «Строим диаграммы в Word или OpenOffce.org.Writer».

    Практическая работа № 9 «Изучаем графический редактор MS Paint или ColuerPaint».

    Практическая работа № 10 «Планируем работу в графиче­ском редакторе редактор MS Paint или ColuerPaint ».

    Практическая работа № 11 «Рисуем в редакторе редактор MS Paint или ColuerPaint».

    3. Элементы алгоритмизации

    Что такое алгоритм. О происхождении слова «алгоритм».

    Исполнители вокруг нас.

    Формы записи алгоритмов.

    Графические исполнители в среде программирования Basic.

    Исполнитель DRAW. Исполнитель LINE. Исполнитель CIRCLE.

    Типы алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветв­лениями. Циклические алгоритмы. Ханойская башня.

    Компьютерный практикум

    Практическая работа № 12 «Рисунок на свободную тему».

    Практическая работа № 13 «OpenOffice.org.Impress или PowerPoint. Часы».

    Практическая работа № 14 «OpenOffice.org.Impress или PowerPoint. Времена года».

    Практическая работа № 15 «OpenOffice.org.Impress или PowerPoint. Скакалочка».

    Практическая работа № 16 «Работаем с файлами и папками. Часть 2».

    Практическая работа № 17 «Создаем слайд-шоу».

    Практическая работа № 18 «Знакомимся со средой про­граммирования Basic».

    Практическая работа № 19 «Исполнитель DRAW».

    Практическая работа № 20 «Исполнитель LINE».

    Практическая работа № 21 «Исполнитель CIRCLE».

    (Курсивом отмечен дополнительный материал.)

     

     

    Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

     

    Учащиеся должны:

    •   определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;

    •   понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умо­заключение»;

    •   приводить примеры единичных и общих понятий, отноше­ний между понятиями;

    •   различать необходимые и достаточные условия;

    •   иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;

    •   уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;

    •   иметь представление об алгоритмах, приводить их при­меры;

    •   иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;

    •   уметь пользоваться стандартным графическим интерфей­сом компьютера;

    •   определять назначение файла по его расширению;

    •   выполнять основные операции с файлами;

    •   уметь применять текстовый процессор для набора, редак­тирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;

    •   уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;

    •   создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;

    •   иметь представление об этических нормах работы с инфор­мационными объектами.

     

    Перечень учебно-методических средств обучения

     

    Литература (основная и дополнительная)

     

    1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
    2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
    3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
    4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
    5. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007-2011.
    6. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
    7. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
    8. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
    9. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
    10. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
    11. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

     

     

    Оборудование и приборы

     

    1. Операционная система Windows илиAlt Linux.
    2. Пакет офисных приложений  MS Office или OpenOffice.
    3. Плакаты Босовой Л.Л.
    4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
    5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).

     

     

     

     

    [1] Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Но за счет компонента образовательного учреждения можно изучать этот  предмет, как в начальных, так и в 5-7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.

    Категория: Мои файлы | Добавил: olchik
    Просмотров: 162 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar