Четверг
28.03.2024
20:38
Категории раздела
Мои файлы [5]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ РОМАНЧИКОВОЙ О.А.
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Рабочая программа по информатике и ИКТ УМК Босовой Л.Л. для 9 класса
    [ Скачать с сервера (103.5 Kb) ] 20.01.2016, 12:18

     

     

     

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Комсомольская СОШ»

     

     

     

    Рассмотрена на заседании Методического

    совета школы

     и рекомендована к утверждению 

    протокол № __ от _________2015 года

     

    Руководитель МС  __________ /___________/

     

    Утверждена 

    Приказ № ____ от _______ сентября 2015 г.

     

    Директор школы ___________/ ________/

     

     

    Рабочая программа

    по информатике и ИКТ

    УМК Босовой Л.Л.

    для 9 класса

    основного общего образования

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.Пояснительная записка

     

    Программа по информатике и ИКТ для 9 класса основной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (2004 г.),  примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе. Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

    Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

    1.Стандарт основного общего образования  по информатике и ИКТ

    2.Базовый учебный план от 2004 г.

    3.Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.

    4.Авторская программа «Информатика и ИКТ» Л.Л. Босова, А.Ю. Босова

    В Программе представлен авторский подход  в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

    Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

    Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
    • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
    • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

    Общая характеристика учебного предмета

    Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

    Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

    Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

    Одной из основных черт нашего времени является  всевозрастающая изменчивость окружающего мира.  В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

    В содержании курса информатики и ИКТ для 8 класса основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

    Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

    Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

    • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; 
    • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
    • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
    • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

    Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

    • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
    • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
    • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
    • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
    • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
    • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

    Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

    • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
    • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
    • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
    • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
    • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

    Программа обучения по информатике реализует общешкольную тему «Повышение качества образования на основе системно-деятельностного подхода в условиях перехода на федеральные образовательные стандарты второго поколения».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3.Требования к уровню подготовки учащихся

     

    Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

    В результате освоения курса информатики в 9 классе учащиеся получат представление:

    • о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;
    • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
    • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о  технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
    • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
    • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

    Учащиеся будут уметь:

    • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
    • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
    • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
    • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
    • проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
    • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
    • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
    • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
    • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
    • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
    • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной  среде программирования;
    • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
    • читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ;  переходить от одного представления данных к другому;
    • создавать записи в базе данных;
    • использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
    • проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
    • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
    • передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;

     

     

    4. Учебно-тематический план

     

    Тема

    Количество часов

    1

    Введение.

    1

    2

    Математические основы информатики

    14

    3

    Моделирование и формализация

    6

    4

    Основы алгоритмизации

    9

    5

    Начала программирования  на языке Паскаль

    15

    6

    Обработка числовой информации в электронных таблицах

    5

    7

    Коммуникационные технологии

    12

    8

    Итоговое повторение

    6

    Всего

     

    68

    Содержание

     

    1. Введение – 1 ч.

    Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

     

    1. Математические основы информатики – 14 ч.

    Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы. Контрольная работа  №1 по теме «Математические основы информатики».

    Практические работы:

    • Практическая работа №1 «Число и его компьютерный код».
    • Практическая работа №2 «Высказывание. Простые и сложные высказывания. Основные логические операции»
    • Практическая работа №3 «Построение отрицания к простым высказываниям, записанным на русском языке»
    • Практическая работа №4 «Логические законы и правила преобразования логических выражений»
    • Практическая работа №5 «Решение логических задач»

     

    1. Моделирование и формализация – 6 ч.

    Моделирование как метод познания. Знаковые модели. Графические модели. Табличные модели. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Система управления базами данных. Создание базы данных. Запросы на выборку данных.

    Практические работы:

    • Практическая работа №6 «Построение графических моделей»
    • Практическая работа №7 «Построение табличных моделей»
    • Практическая работа №8 «Создание базы данных»

     

    1. Основы алгоритмизации – 9ч.

    Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция «следование». Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. Сокращённая форма ветвления. Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Цикл с заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений.  Конструирование алгоритмов.

    Алгоритмы управления.  Контрольная работа  №2

    Практические работы:

    • Практическая работа №9 «Построение алгоритмической конструкции «следование»
    • Практическая работа №10 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление»
    • Практическая работа №11 «Построение алгоритмической конструкции «ветвление», сокращенной формы».
    • Практическая работа №12 «Построение алгоритмической конструкции «повторение»
    • Практическая работа №13 «Построение алгоритмической конструкции «повторение» с заданным условием окончания работы»
    • Практическая работа №15 «Конструирование  алгоритмов»
    • Практическая работа №16 «Построение алгоритмов управления»

     

    1. Начала программирования  на языке Паскаль – 15ч.

    Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование как этап решения задачи на компьютере. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма. Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. Вычисление суммы элементов массива. Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива. Запись вспомогательных алгоритмов на  языке Паскаль.         

    Практические работы:

    • Практическая работа №17 «Организация ввода и вывода данных»
    • Практическая работа №18 «Написание программ на языке Паскаль»
    • Практическая работа №19 «Написание программ, реализующих линейный алгоритм на языке Паскаль»
    • Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»
    • Практическая работа №20 «Написание программ, реализующих разветвляющийся алгоритм на языке Паскаль»
    • Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»
    • Практическая работа №21 «Написание программ, реализующих циклические алгоритмы на языке Паскаль»
    • Практическая работа №23 «Написание различных вариантов программ, реализующих циклические алгоритмы»
    • Практическая работа №24 «Написание программ, реализующих алгоритмы заполнение и вывод одномерных массивов»
    • Практическая работа №25 «Написание программ, реализующих алгоритмы вычисления суммы элементов массива»
    • Практическая работа №26 «Написание программ, реализующих алгоритмы поиска в массиве»           
    • Практическая работа №27 «Написание программ, реализующих алгоритмы сортировки в массиве»
    • Практическая работа №28 «Написание вспомогательных алгоритмов»

     

     

    1. Обработка числовой информации в электронных таблицах – 5 ч.

    Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Логические функции. Сортировка и поиск данных. Построение диаграмм и графиков. Контрольная работа №3 по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

    Практические работы:

    • Практическая работа №29 «Основы работы в электронных таблицах».
    • Практическая работа №30 «Вычисления в электронных таблицах»
    • Практическая работа №31 «Использование встроенных функций»
    • Практическая работа №33 «Построение диаграмм и графиков»
    1. Коммуникационные технологии – 12 ч.

    Локальные и глобальные компьютерные сети . Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера . Доменная система имён. Протоколы передачи данных. Всемирная паутина. Файловые архивы. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Контрольная работа №4 по теме «Коммуникационные технологии» Основные понятия курса.

    Практические работы:

    • Практическая работа №34 «Разработка содержания и структуры сайта»   
    • Практическая работа №35 «Оформление сайта»
    • Практическая работа №36 «Размещение сайта в Интернете»

     

    1. Итоговое повторение – 6 ч.

    Повторение. Повторение, подготовка к ОГЭ. Итоговый урок. Резерв учебного времени.

     

    5.Литература и средства обучения

    1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса в 2 частях /Л.Л. Босова, Л.Ю. Босова. – М.: БИНОМ Лаборатория Знаний, 2012
    2. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 9 класса /Л.Л. Босова, Л.Ю. Босова. – М.: БИНОМ Лаборатория Знаний, 2012

     

    Информационное сопровождение:

    1. Иванова И.А. Информатика. 8 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004. – 80 с.
    2. Информатика. Задачник-практикум в 2т./ под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. – 304 с.: ил.
    3. Информатика. Задачник-практикум в 2т./ под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 2. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. – 280 с.: ил.
    4. Информатика. Структурированный конспект базового курса / Семакин И.Г., Вараксин Г.С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004 – 168 с.: ил.
    5. Информатика: Лабораторный практикум. Создание комплексных текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000 / Авт.-сост. В.Н. Голубцов, А.К. Козырев, П.И. Тихонов. – Саратов: Лицей, 2003. – 80 с.
    6. Информатика: Лабораторный практикум. Создание простых текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000 / Авт.-сост. В.Н. Голубцов, А.К. Козырев, П.И. Тихонов. – Саратов: Лицей, 2003. – 64 с.
    7. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 540 с.: ил.
    8. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2008. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).
    9.  http://school-collection.edu.ru единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    10.  http://fcior.edu.ru  Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
    11. ЭОР к курсу И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ», 8-9 классы  Локальная версия ЭОР 7 - 9 класс (Версия ФГОС 2010 года)

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: olchik
    Просмотров: 1087 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar